Новый выпуск

2023, №: 3

Подробнее

Известия ВУЗов Кыргызстана

Cтатья
Авторы
  1. Тагаева Д.А., Талипов А.Т.
  2. Тагаева Д.А., Талипов А.Т.
  3. D. Tagaeva, A. Talipov
Название
  1. ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЖИЗНЕННЫЕ ЗАДАЧИ
  2. ОКУУЧУЛАРДА ТУРМУШТУК МАСЕЛЕЛЕР АРКЫЛУУ ТҮЙҮНДҮҮ КОМПЕТЕНТТҮҮЛҮКТӨРДҮ КАЛЫПТАНДЫРУУ
  3. FORMATION OF KEY COMPENSATIONS IN SCHOOLCHILDREN THROUGH LIFE TASKS
Аннотация
  1. В целях выполнения требований государственного образовательного и предметного стандарта «математика» общеобразовательной школы Кыргызской Республики в статье рассмотрены вопросы формирования ключевых компетенций учащихся средней школы в учебном процессе на основе личностного компетентностно-ориентированного подхода в системе среднего образования. В этом направлении при преподавании предметов математики и геометрии в средней школе учащимся предлагается самостоятельно составить жизненные задачи, применительно к семенной продуктивности сельскохозяйственных полей, включающие в себя местные условия в соответствии с жизненными ситуациями, и задачи, возникающие в повседневной жизни и в различных направлениях. А также в статье отмечено, что данные виды задач имеют важное значение в формировании ключевых компетенций, указанных в цели и задачах общегосударственного стандарта в обучении на компетентностной основе. В процессе обучения математики и геометрии в общеобразовательной школе отмечалась связь с другими предметами, приводилось сходство соответствующих формул.
  2. Макалада Кыргыз Республикасынын мектептик жалпы билим берүүнүн мамлекеттик билим берүү жана «математика» боюнча предметтик стандарттарынын талаптарын аткаруу максатында инсанга багыттап компетенттүү мамилеге негиздеп окутуу процессиндеги орто мектепте окуучулардын түйүндүү компетенттүүлүктөрүн калыптандыруу маселелери каралды. Бул багытта орто мектепте математика, геометрия предметтерин окутууда турмуштук маселелерди окуучуларга өз алдынча түздүрүү, турмуштук жагдайларга ылайык жергиликтүү шарттарды камтыган айыл чарбасындагы эгин талааларынын үрөндүн түшүмдүүлүгүнө карата, күндөлүк турмушта кездешүүчү жана түрдүү багыттагы маселелер каралды. Компетенттүү негизде окутууда окуучуларда жалпы мамлекеттик стандарттын максаты жана милдеттеринде көрсөтүлгөн түйүндүү компетенттүүлүктөрдү калыптандырууда аталган маселелердин түрлөрү маанилүү экендиги макалада белгиленди. Орто мектепте математиканы, геометрияны окутуу процессинде башка предметтер менен байланышы белгиленип, тиешелүү формулалардын окшоштуктары келтирилди.
  3. In order to fulfill the requirements of the state educational and subject standard "mathematics" of the general education school of the Kyrgyz Republic, the article deals with the formation of key competencies of secondary school students in the educational process based on a personal competence-oriented approach in the secondary education system. In this direction, when teaching mathematics and geometry in secondary school, students are invited to independently compose life tasks, in relation to the seed productivity of agricultural fields, including local conditions in accordance with life situations, and tasks that arise in everyday life and in various directions. And also in the article it is noted that these types of tasks are important in the formation of key competencies specified in the goals and objectives of the national standard in training on a competency-based basis. In the process of teaching mathematics and geometry in a general education school, a connection with other subjects was noted, and the similarity of the corresponding formulas was given.
Ключевые слова
  1. компетентность, государственный стандарт, жизненная задача, математика, геометрия, трапеция.
  2. компетенттүүлүк, мамлекеттик стандарт, турмуштук маселе, математика, геометрия, трапеция.
  3. competence, state standard, life task, mathematics, geometry, trapezium.
Сведения об авторах
  1. Тагаева Дамира Абылкасымовна, Ошский государственный университет, г.Ош, КР, кандидат педагогических наук, доцент. Талипов Алмамбет Тынычбекович, Ошский государственный университет, г.Ош, Кыргызская Республика, преподаватель.
  2. Тагаева Дамира Абылкасымовна, Ош мамлекеттик университети, Ош шаары, Кыргыз Республикасы, педагогика илимдеринин кандидаты, доцент. Талипов Алмамбет Тынычбекович, Ош мамлекеттик университети, Ош шаары, Кыргыз Республикасы, окутуучу.
  3. Damira Tagaeva, Osh State University, Osh, Kyrgyz Republic, candidate of pedagogical sciences, associate professor. Almambet Talipov, Osh State University, Osh, Kyrgyz Republic, lecturer.
Полнотекстовая версия
DOI
  • 10.26104/IVK.2022.45.557
  • Версия для цитирования
  • Тагаева Д.А., Талипов А.Т. ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЖИЗНЕННЫЕ ЗАДАЧИ. Известия ВУЗов Кыргызстана. 2023. №. 1. C. 291-294